"Этнорелигиозная идентичность татарского народа в условиях глобализации»

"Этнорелигиозная идентичность татарского народа в условиях глобализации» 19.12.2017 Центром исламоведческих исследований АН РТ проведена конференция «Этнорелигиозная идентичность татарского народа в условиях глобализации».
 Каковы особенности формирования этнорелигиозной идентичности татар? Что представляет собой идентичность? Как связаны между собой отождествление человеком себя самого с определённой религиозной и этнической группой? Именно этим вопросам была посвещена международная научно-практической конференции «Этнорелигиозная идентичность татарского народа в условиях глобализации», которая состоялась 16-17 ноября в Казани.

Пленарная часть конференции прошла в головном здании Академии наук РТ, а второй день и подведение итогов состоялось в стенах Болгарской исламской академии. В ходе пленарного заседания со словами приветствия к участникам конференции обратились вице-президент Академии наук Республики Татарстан, академик АН РТ Дания Фатиховна Загидуллина; первый заместитель председателя Исполкома Всемирного конгресса татар Данис Фанисович Шакиров; заместитель муфтия, руководитель Фонда «Вакф» Мансур хазрат Джалялетдинов; доктор социологических наук, заведующий отделом этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Гульнара Фаатовна Габдрахманова; кандидат политических наук, заместитель директора Института философии и права Уральского отделения РАН Виктор Сергеевич Мартьянов; кандидат исторических наук, заведующий сектором Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук Александр Геннадьевич Селезнев; кандидат исторических наук, профессор Кыргызского государственного университета им. Ж. Баласагына Аниса Рифовна Бикбулатова. 
Характерно, что в современном светском обществе все крепче проявляется взаимосвязь между этнической и религиозной идентичностью. Многие татары сегодня к этнической самоидентификации приходят через религиозные убеждения, а сами исламские институты обратились к национальным проблемам. Сегодня религиозная идентичность, так же, как и в начале ХХ века в татарском обществе, начинает оказывать поддержку в развитии национальной идентичности татар. «Как писал о сохранении национальной идентичности татар академик АН РТ Мирза Исмаилович Махмутов, «приоритетный путь – …собственное убеждение каждого татарина в том, что он татарин, то есть национальное самосознание и самоидентификация», - отметила в своем выступлении Д.Ф. Загидуллина. Родной язык является основополагающим маркером национальной идентичности, потому что олицетворяет в себе национальный код духовности, культурную память, традиционные ценности и транслирует высокую культуру этноконфессионального сообщества. Однако родной язык для существования должен иметь среду, подпитываемую исторической памятью, национальной системой образования, высокой культурой. 
Стоит отметить, что география участников конференции оказалось довольно широкой – помимо регионов России, в мероприятии принимали участие представители стран СНГ. Такой широкий спектр участников указывает о научном и практическом интересе к уникальной и успешной модели Татарстана в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. 
Республика Татарстан из 85-ти регионов уверенно входит в десятку по разным параметрам, два года подряд лидирует в российском рейтинге инвестиционного климата. Помимо этого, для представителей всех национальностей, проживающих на территории республики, создаются условия для развития своих традиционных культур. Отдельное внимание во внутренней политике Татарстана уделяется сохранению мира и согласия между народами. В республике реализуются государственные программы, направленные на сохранение и развитие культурного богатства народов, предусмотрены социальные и грантовые формы поддержки и многое другое. 
«Ключевым фактором выступает и научный потенциал Республики Татарстан. Фактически весь блок гуманитарного профиля Академии наук РТ, состоящий из ряда институтов и центров, так или иначе, занимается вопросами, касающимися изучения этнических и религиозных особенностей региона. Это самый широкий спектр научных исследований: от изучения археологических находок и древних арабографических источников, до мониторинга современной этноконфессиональной ситуации», - отметила в своем выступлении Д.Ф. Загидуллина.
 В процессе дискуссии перед участниками одной из площадок встал вопрос: что же понимать под культурным наследием Татарстана? Логично, что этот вопрос тесно связан с проблемой идентичности. Нельзя отрицать, что понятие «идентичность» является многосоставным. Здесь проблема заключается в том, что предпринимаются попытки  привести различные парадигмы к одному общему представлению. 
Стоит отметить, что здесь существуют различные подходы экспертов к самому пониманию, что есть наследие. К примеру, одна группа ученых термин «наследие» ассоциирует с неким набором артефактов (песни, танцы, предметы традиционного быта). Другие мыслили шире: культурное наследие – это воспроизведение деятельности, ментальности населения. Соответственно, и способы работы с этим наследием были кардинально различными: бережный сбор и хранение наследия или же активное использование для дальнейшего развития. 
 Отдельным блоком стоит проблема сохранения татарской идентичности за пределами Татарстана и России. «В постсоветский период произошли существенные изменения в этнической идентичности татар Кыргызстана. Если они раньше себя ощущали лишь вдали от исторической Родины, но в пределах одной могущественной страны, то теперь за короткое время они оказались за ее пределами, в другой стране. Изменился статус, их стали причислять к переселенцам, мигрантам, малочисленным этническим группам, некоренным народам. Все эти внешние определения их статуса лишь способствовали усилению роста этнической идентичности. В данной ситуации происходила переоценка таких понятий как «я» и «мы». Проводимые этносоциологические исследования доказали значимость этнической идентичность для татар, ее небывалый рост. Поиск идентичности наблюдался именно впервые годы независимости Кыргызстана. Основой религиозной веры у современных татар чаще является их внутреннее самоощущение. Не случайно более 75% респондентов в городах республики отметили: «внутренне считаю себя мусульманином». Большее значение приобретают нравственно-этическая сторона ислама и его роль в качестве компонента национальной культуры и этнообразующей составляющей». Резюмируя свое выступление, профессор Кыргызского национального университета А.Р. Бикбулатова, отметила, что «татары Кыргызстана отличаются своей набожностью: 78% из них являются верующими, около 10% не верующие, 12% колеблются». При этом, по сведениям эксперта «Не смотря на то, что они, как и большинство местного населения, придерживаются Ислама, стараются свои религиозные обряды совершать отдельно: имеют муллу из числа татар, хоронят своих отдельно от остальных. С 90-ых годов прошлого века Ислам в республике переживает период возрождения. Татары, особенно молодое поколение, стали активно приобщаться к Исламу. Безусловно, Ислам как и прежде для татар в полиэтнической среде выполняет этно- консолидирующую функцию». 
Об этнической и конфессиональной идентичности татарского народа в день закрытия конференции в Болгаре говорил профессор кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета Андрей Владимирович Баранов. Анализируя ситуацию уже после вхождения республики в состав Российской Федерации, по словам эксперта, можно говорить, что«этническая и конфессиональная идентичности крымских татар имеют высокую степень сочетаемости, причем первична среди них этническая. Соотношение идентичностей в каждой из этнических групп своеобразно. Риски конфликта идентичностей высоки, сосредоточены они в столице Крыма, что можно объяснить борьбой за власть. Рост конфессионального конфликта в Крыму возможен при зарубежном деструктивном воздействии и стратегических просчетах государственной власти». 
Нельзя отрицать, что этническое разнообразие населения Российской Федерации — это исторически сложившаяся реальность. Процессы глобализации и усилившиеся миграционные процессы на всем постсоветском пространстве, в первую очередь затронули проблемы национальной и культурно-исторической самоидентификации. Миграционные процессы, будь они исторически сложившимися или вынужденными, уже в современных реалиях вынуждают людей объединяться в сообщества, где они имеют возможность пообщаться со своими земляками на родном языке, вместе отметить какие-то значимые национальные праздники, получить помощь и поддержку. «Такого рода сообщества могут представлять собой национальную диаспору или землячество, в рамках которой у людей, с одной стороны, появляется возможность сохранить национальную культуру, национальное самосознание, язык, традиции, а с другой - диаспора/землячество помогает вновь прибывшим наиболее успешно адаптироваться в социокультурное пространство принимающего региона», - отметила Элиза Камчыбековна Бийжанова, научный сотрудник Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Изучение этнических сообществ стало особенно актуальным после распада СССР, когда советская идентичность начала постепенно отходить в прошлое, тем самым обусловив необходимость самоидентификации в современной мире, а также адаптации людей к изменившимся социальным, политическим, экономическим и социокультурным условиям.
Говоря о татарском сообществе, проживающим на территории Нижегородской области, Э.К. Бийжанова отметила, что сама необходимость создания национально-культурного объединения продиктована больше желанием сохранить свои культурно-этнические традиции и язык в современных условиях глобализации, нежели вопросами национализма. Такой формат также позволяет другим народам, проживающим в регионе, узнать больше об истории не только самих татар, но и всего региона. Если говорить о межрегиональном сотрудничестве, можно отметить, что татары активно сотрудничают между собой не только внутри Нижегородской области, но и за её пределами. В частности, особенно акцентируется внимание на культурном взаимодействии и поддержке из Республики Татарстан и других субъектов РФ. Проводятся совместные региональные и межрегиональные дни татарской культуры, конкурсы, фестивали и проч., в которых могут принять участие все желающие. Особо подчеркивается регулятивная функция в формировании межэтнического согласия и нивелировании конфликтов. 
В ходе конференции участники также посетили и священный город Болгар. Среди гостей Болгарской исламской академии оказались ученые из стран СНГ, а именно из Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана. Участникам мероприятия не просто показали достопримечательности священного города, но также подробно рассказали об истории принятия ислама татарами. Проректор по образовательной деятельности Болгарской исламской академии Алексей Петров поведал гостям о создании академии и поделился планами на будущее. Он отметил, что в Болгарской исламской академии со следующего учебного года будут приглашены абитуриенты из стран СНГ.
Подготовила И. Гафиятуллина.

Возврат к списку