20.09.2019

ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТАТАРСКОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, Казань 2019

Существует ли понятие «этническая толерантность»? Как измерить этнорелигиозную идентичность? Какую роль играют средства массовой информации в конструировании этнокультурного пространства? Как происходила трансформация идентичности татар в первой четверти ХХ века? Какова роль религиозности в сохранении этничности татар? Именно эти и многие другие вопросы стали центральными в рамках вот уже второй международной научно-практической конференция «Этнорелигиозная идентичность татарского народа в условиях глобализации», которая в эти дни проходит в Казани.

- Обозначенная тема,безусловно, имеет для всех значимый характер. Сохранение и развитие этнической и религиозной идентичность стало для нашего общества важным приоритетом в условиях глобализации. Этническая и религиозная идентичность – это тот источник, в котором человек находит жизненные смыслы, образующие основу его самосознания, духовное содержание его бытия, - обратилась к собравшимся Дания Загидуллина, вице-президент Академии наук Республики Татарстан. – Акцентируя национальные чувства, религиозные ценности, люди выступают за целостность своего сознания и поведения. Многовековой опыт соседского проживания в нашем регионе представителей разных национальностей и религий сформировал традиции межкультурного общения, основанного на взаимном уважении и дружеского отношения друг к другу.

Именно этническая и религиозная идентичности являются ключевыми в жизни человека, поскольку влияют и на гражданское самосознание, культурные приоритеты и поведение.

- Ключевыми компонентами татарской идентичности выступают язык, религия, традиционная культура, ментальность, историческая судьба, семья и родная земля, - резюмировала Загидуллина.

По мнению Рустама Гильмутдинова, руководителя отдела Всемирного конгресса татар, в условиях глобализации любой этнос, любая нация, опасаясь потеряться и бесследно исчезнуть в среде взаимосвязанных, взаимодействующих народов, всячески стремятся возродить и развить свою специфическую культуру, национальную религию. Нынешнее возрождение национальных религиозных корней тесно связано с проблемами преодоления существующих в обществе религиозных угроз и рисков. Это требует от нынешних исследователей иного взгляда на проблему этно-религиозной идентичности.

- Для многонационального и полирелигиозного общества достижение единства и согласия возможно только в том случае, если члены общества, независимо от их принадлежности к каким-либо направлениям религии, выстроят свои отношения на основе взаимодействия друг с другом. Только так любые противоречия и разногласия во взглядах можно будет решить мирным путём, придя к какому-то компромиссу. Диалог должен способствовать не размежеванию позиций участников, а консолидации всех точек зрения. Такой формат работы предполагает поиск и нахождение того общего, что имеется в наших традициях, обычаях и ритуалах. Значительную роль здесь должны играть религиозные и общественные организации.

Достаточно привести в пример ежегодный Форум татарских религиозных деятелей, который собирает не только имамов, но и деятелей науки. Роль религиозных деятелей в обыденной жизни российской уммы, проблема сохранения памятников Ислама в современных условиях, роль татарского языка в сохранении веры предков, особенности преподавания основ исламской культуры в школах – вот круг вопросов, которые ложатся в основу форума. В сложное время сохранение национальной самобытности и религии является основным фактором развития, духовным подспорьем и силами.

- В современных условиях этно-религиозная идентичность любого народа опирается не только на нравственно-религиозные основы предков, но также и на общечеловеческие культурные и нравственно-религиозные ценности, что позволяет установить межрелигиозный диалог, найти компромисс для решения насущных экономических, культурных, политических вопросов.

Стоит отметить, что в современном светском обществе все крепче проявляется взаимосвязь между этнической и религиозной идентичностью. Многие татары сегодня к этнической самоидентификации приходят через религиозные убеждения, а вера и исламские институты обратились к национальным проблемам. Сегодня религиозная идентичность, как и в начале ХХ века в татарском обществе, начинает поддерживать развитие национальной идентичности татар.

Напомним, что среди участников конференции были представлены этнологи, социологи, историки, исламоведы, религиоведы, политологи и другие специалисты, которые представлены странами ближнего зарубежья и регионами Российской Федерации. В конференции приняли участие специалисты из Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других стран. Широко представлены российские города и регионы - Ижевск, Йошкар-Ола, Нижний Новгород, Ростова-на-Дону, Саратов, Томск, Тюмень, Уфа, Тверь, а также Республика Крым.

В рамках конференции прошло обсуждение целого ряда вопросов, связанных как с историей формирования этнорелигиозной идентичности татарского народа, так и проблемами её современной трансформации. Значимыми аспектами научного обсуждения стала взаимосвязь религиозной и этнической идентичности, проблемы исторической памяти и современного этнокультурного пространства в идентичности татарского народа.

Ильмира Гафиятуллина

Центр перспективных экономических исследований Академии Наук РТ 50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан Виртуальный музей-библиотека Академии Наук Республики Татарстан Татарстанский ЦНТИ