13.08.2014

Статья аспирантов КФУ "Предочистка высокотоксичных сточных вод производства стирола и окиси пропилена в полномасштабном биореакторе" была опубликована в журнале Ecotoxicology and Environmental Safety.

Журнал Ecotoxicology and Environmental Safety входит в издательскую группу Elsevier - одного из четырех крупнейших издательских домов мира, который ежегодно выпускает около четверти всех статей из издаваемых в мире научных журналов, имеет в роли рецензентов ведущих мировых ученых, цитируется по различным базам данных.

В журнале публикуются статьи по экотоксикологическим исследованиям, такие как развитие научно-обоснованные показателей качества окружающей среды (EQC), создание стандартных тестов на токсичность, а также разработки экотоксикологически проверенных методов и технологий для предотвращения и сокращения вреда, нанесенного деятельностью человека и промышленных производств экосистемам. Импакт-фактор журнала - 2.715.

Импакт-фактор (ИФ, или IF) - это численный показатель важности научного журнала. С 1960-х годов он ежегодно рассчитывается Институтом научной информации и публикуется в журнале "Journal Citation Report". В соответствии с ИФ ученые оценивают (в том числе и в России) качество статей, опубликованных в журналах.

В авторский коллектив данной публикации вошли аспиранты и преподаватели КФУ - Линь Дао (Linh Dao), Татьяна Григорьева (Tatiana Grigoryeva), Александр Лайков (Alexander Laikov), Руслан Девятияров (Ruslan Devjatijarov), Ольга Ильинская (Olga Ilinskaya).

Ответственным автором статьи стала аспирантка 3 курса Института фундаментальной медицины и биологии Дао Линь Тхи Тху. По ее словам, это первое исследование о микробном сообществе, очищающем высокотоксичные и экстремально концентрированные сточные воды совместного производства стирола с окисью пропилена.

- Исследований о микробных сообществах в мире немало, но до нас отсутствовали исследования о конкретном потенциале микробного сообщества, способного к очистке таких высоко нагруженных по органике сточных вод.

В статье говорится о химической, токсикологической и микробиологической характеристиках сточных вод нефтехимического производства стирола с окисью пропилена.

- Мы создали микробное сообщество в полномасштабном биореакторе предварительной биологической очистки данной сточной воды и идентифицировали доминирующие изоляты, которые вносят основной вклад в процессе предочистки. Полученные результаты показали, что данная сточная вода характеризуется экстремально высоким содержанием органики и высокой токсичностью.

В прежних работах об установке очистки нефтехимических сточных вод и о микробном сообществе ученые рассматривали менее загрязнённые и токсичные сточные воды.

- Нам было интересно, какие бактерии, способные выдерживать столь сложные условия, существуют именно в нашем микробном сообществе.

Кроме того, мы обнаружили, что численность и биоразнообразие микроорганизмов в данной установке достаточно высокое. Это очень интересный феномен, так как обычно в таких сточных водах наблюдается малое количество и меньшее разнообразие микроорганизмов. Кроме того, мы увидели, что высоко концентрированные сточные воды очистились на 88%.

Она разобрала практику на фундаментальном уровне. Так отозвалась о работе Линь ее научный руководитель - заведующая кафедрой микробиологии ИФМиБ, действительный член Академии наук РТ Ольга Николаевна Ильинская.

- Линь своими исследованиями продолжила многолетний труд корифея в области очистки сточных вод Риммы Павловны Наумовой - заслуженного деятеля науки РТ, академика Российской экологической академии и Международной педагогической академии, заслуженного профессора Казанского университета, научного руководителя лаборатории экологической биотехнологии и биомониторинга (НИЛ ЭББ) при кафедре микробиологии КФУ.

Продолжив работу Риммы Павловны, Линь сама ездила в Нижнекамск, брала пробы вод. И в течение двух лет кропотливо изучала, как происходит очистка. Благодаря исследованиям Линь, был изучен деструктивный потенциал микроорганизмов в отношении широкого спектра экологически опасных органических веществ - нитроароматических и поверхностно-активных веществ, гликолей, арилполикарбоновых кислот.

Фундаментальные исследования микробного метаболизма были непосредственно связаны с разработкой биотехнологий по обезвреживанию промышленных отходов на предприятии "Нижнекамскнефтехим", являющимся партнёром Казанского федерального университета.

- В том, что нам удалось получить ответы на важные для производства вопросы: "Почему одни микроорганизмы хорошо очищают сточную концентрированную воду, а другие не так значимы?" - напрямую заслуга Линь. Она провела фундаментальные исследования микробного метаболизма, исходя из существующей производственной практики очистки сточных вод.

Благодаря современному оборудованию Центра геномных и протеомных исследований КФУ, где проводилась часть исследований, была получена полная картина аэробного микробного сообщества в сточной воде предприятия.

- В запасе у микробиологов теперь имеются описанные Линь микробные сообщества. Линь пошутила как-то, сказав, что "мы теперь знаем микробов в лицо". И теперь в случае остановки очистных сооружений или проведения профилактических мер, специалисты знают, какие микроорганизмы нужно выращивать в биореакторе, чтобы внести их в очистные сооружения для эффективной очистки сточных вод.

Источник информации: Пресс-центр К(П)ФУ, Галина Хасанова