«Семьеведение: формирование готовности молодежи к семейной жизни»

«Семьеведение: формирование готовности молодежи к семейной жизни» 06.07.2020

«Семьеведение: формирование готовности молодежи к семейной жизни»

Острота общественного дискурса, затрагивающего проблему здорового образа жизни населения, обусловлена текущими демографическими задачами – в первую очередь, повышения рождаемости и снижения смертности. Перспективы рождаемости во многом обусловлены не только численностью репродуктивного контингента, но и физическим состоянием потенциальных родителей.

Социальный запрос на здоровье, повышение фактической ценности здоровья, укрепление ее позиций в сознании нового поколения сформулирован в комплексе стратегических программных документов (Национальном проекте «Демография», Указе Президента РФ от 29 мая 2017 г. №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»), ориентированных на повышение качества жизни народонаселения.

Здоровье новых поколений в немалой степени зависит от состояния здоровья родителей, в социологии это называется социальной воронкой нездоровья – когда больные рожают больных, что чревато все более серьезным ухудшением ситуации и падением качества человеческого потенциала в будущем, так как сегодняшние больные дети не смогут произвести на свет здоровое поколение.

Результаты пилотажного социологического опроса родителей школьников, проведенного в 2019 г. Центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан (выборка ¬– 325 родителей школьников), методологической базой которого выступили поколенческий, социально-деятельностный и ценностный подходы, позволили определить ряд противоречивых трендов, характеризующих поведение семей с детьми в сфере здоровьесбережения.

Тренд первый. Сравнение статистических данных о здоровье школьников в динамике показывает, что проблемы здоровья из более старших возрастных групп перешли в более молодые, что противоречит естественному развитию организма.

Демографический мониторинг Центра семьи и демографии показывает, что по показателю младенческой смертности Республика Татарстан среди 85 регионов Российской Федерации в 2018 году занимала 25 место в рейтинге и имела показатель ниже среднего по стране (5 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми). Анализ данных с 2005 года показал, что коэффициент младенческой смертности Республики Татарстан всегда был выше, чем средний по Российской Федерации. Снижение младенческой смертности приводит к определенному противоречию. С одной стороны, выхаживание недоношенных маловесных детей позволяет повысить уровень рождаемости и суммарный коэффициент рождаемости. С другой стороны, в настоящее время исследователи и специалисты фиксируют, что развитие перинатологии, повышение выживаемости новорожденных привело к росту инвалидизирующих расстройств у выживших детей. Частота инвалидности среди таких детей увеличивается по мере снижения массы тела: среди новорожденных с массой тела 1000 г и ниже тяжелые инвалидизирующие расстройства отмечаются в 28% случаев, а менее грубые — в 44%. Примерно 1/3 детей с очень низкой массой тела при рождении становятся инвалидами детства. У недоношенных детей в 10-12 раз чаще выявляют пороки развития. По данным Минздрава РТ за пять лет (2014-2018 гг.) отмечается рост заболеваемости детей первого года жизни на 23%, с 2031,7 на 1000 детей соответствующего возраста в 2014 году до 2492,6 в 2018 году. Недоношенные новорожденные и дети с низкой массой тела при рождении составляют группу наибольшего риска перинатальных потерь и инвалидности в дальнейшем. В контексте демографического развития нашего региона важно подчеркнуть одну из причин слабого здоровья новорожденных – позднее рождение первенцев у матерей.

Необходимо понимать, что в перспективе больные школьники в будущем не родят нам здоровых детей.

Второй очень важный тренд связан с существенным различием между объективными и субъективными показателями здоровья школьников. По оценкам родителей большая часть школьников абсолютно здорова – к 1 группе здоровья, по оценкам родителей, относится 54% школьников, результаты медосмотров школьников свидетельствуют о том, что абсолютно здоровых школьников в 2 раза меньше. Большинство школьников по данным Минздрава РТ относится ко 2 группе здоровья 56%, а во 2 группе здоровья дополнительно относится 18%. Либо родители не хотят признавать наличие заболеваний у своих детей, либо они не информированы о том, что их ребенок не совсем здоров.

Третий тренд. Размер дохода не определяет рацион питания семьи, но определяет частоту приема пищи. И бедные и богатые питаются одинаково нездоровой пищей, но у семей со средним и выше среднего достатком родители и дети питаются как минимум 3 раза в день. Наличие свободных материальных средств у школьника увеличивает посещаемость им заведений фаст-фуда.

Четвертый тренд. Родители «отличников», оценивая состояние здоровья своих детей, подчеркивают негативную роль образовательной нагрузки и нарушение условий организации учебного процесса (85% респондентов данной подгруппы). Родители «троечников» в большей степени озабочены несбалансированным питанием детей – 50% респондентов данной подгруппы считают данный фактор главной причиной нездоровья их детей.

Пятый тренд. Сравнительный анализ результатов социологического исследования и статистических данных показал, что субъективная оценка респондентов по вопросам дефицита или избытка отдельных групп продуктов питания не всегда коррелирует с объективными данными Роспотребнадзора. В частности, по мясным продуктам, где по самооценке респондентов наблюдается дефицит, а по данным статистических органов – избыток (на 10% выше нормы), такая же ситуация наблюдается при оценке потребления молочных продуктов (на 11% выше нормы). В то же время, по овощам и фруктам наблюдается обратная тенденция – по результатам опроса, в большинстве семей нет дефицита в данных продуктах, однако по данным Роспотребнадзора по Республике Татарстан, уровень потребления населением овощей и бахчевых остается ниже нормы, причем существенно – на 29%.

Шестой заключительный тренд. Родители знают, какие конкретно действия и мероприятия (не требующие финасовых затрат) способствуют укреплению здоровья, но не следуют им. Не сформирован привычный алгоритм здоровой жизни.

На решение обозначенных выше некоторых проблемных вопросов, характеризующих здоровьесберегающие практики семей с детьми-школьниками, направлен подпроект ««Укрепление общественного здоровья» Национального проекта «Демография». Необходимо разработать новые формы работы с населением, вовлекающими их в практикование норм здорового образа жизни. Возможно стоит рассмотреть вариативное включение йоги в программу оздоровления школьников в рамках уроков физкультуры, поскольку данный вид физической нагрузки не только позволяет решить проблемы с позвоночником, от которой страдает большинство школьников из-за неправильного сидения за школьной партой, но и снять психологический стресс. Родители в ходе опроса указали на востребованность обучения техникам психологической разгрузки себя и своих детей. Родители испытывают стресс от высокой трудовой занятости, это не позволяет им в полной мере помочь своим детям как со школьной программой, так и в сфере здорового образа жизни. Игнорирование пассивного физического образа жизни, неправильного питания семей с детьми, общественного сознания, в котором здоровье обретает ценность только в условиях его утраты, не позволит достичь целевых индикаторов Национального проекта «Демография» даже при существенном финансировании и модернизации системы здравоохранения.

Язык:  Русский

Возврат к списку