Об Академии

Tatarstan_Acad_Sci.jpg

Благоприятным фактором развития научных школ в Казани всегда было взаимодействие и сотрудничество с институтами Российской Академии наук, а также с университетами страны. Многоаспектная научная деятельность АН СССР и, в частности, ее филиалов на рубеже 70-80-ых годов прошлого столетия претерпела изменение в сторону увеличения объема исследований и изысканий проводимых для удовлетворения потребностей краев и областей страны. В Татарстане этому способствовала его бурно развивающаяся промышленность в наиболее перспективных отраслях народного хозяйства: авиа- и моторостроении, добыче нефти и газа и связанных с ней нефте- и газохимии, судостроении, агрокомплексе, биохимии и др. С учетом объективных потребностей Татарстана в собственной академической научной базе и для решения наиболее актуальных для республики научных задач в 1991 г. была создана Академия наук РТ.

Организация Академии наук Татарстана осуществлялась, в основном, по аналогии с АН СССР, поэтому в ее уставе зафиксированы требования о «…повышении уровня фундаментальных исследований по важнейшим направлениям естественных, технических и гуманитарных наук…», что, разумеется, не исключало и прикладных разработок, направленных на помощь промышленности и на хозяйственные нужды. Но если ранее в стране существовала целая система отраслевых НИИ, играющих ведущую роль в этом сегменте исследований, то на рубеже времени, когда происходило формирование татарстанской Академии, сфера прикладных наук испытала серьезную и масштабную деструкцию в налаженном за многие годы механизме организации госзаказов на исследования и их финансирования. Только благодаря самоотверженным усилиям научных коллективов, ведущих организаторов науки, поиску оптимальных путей преодоления кризиса, смогли частично уцелеть научные школы страны, сохраниться некоторые приоритетные направления исследований, в которых совсем недавно союзное государство занимало ведущие позиции в мире. В этих условиях неоценимую помощь и поддержку ученым смогло оказать региональное руководство, которое видело необходимость и перспективу научного подхода в развитии культурно-исторического и экономического компонентов подведомственных географических ареалов даже в сложный переходной период смены общественно-экономической формации.

Появление и успешное функционирование Академии наук Татарстана, во многом, базировалось именно на паритетных принципах взаимодействия научной элиты Татарстана с его руководством, ставящего в качестве основных целей нового для республики государственного учреждения не только сохранение ее научного потенциала, но и формирование новых научных направлений, школ, научно-исследовательских институтов и реальный выход на мировой уровень наиболее известных научных достижений. Располагая известной в СССР и за рубежом сетью научных и учебных заведений, институтов и лабораторий, которые имели в своем активе выдающиеся результаты исследований, а также высококлассных ученых и специалистов, эти амбициозные цели представлялась вполне реализуемыми.

Последующие полтора десятка лет деятельности АН РТ показали, насколько оправданным и эффективным было принятое решение об ее организации. Характеризуя деятельность Академии за столь небольшой для учреждения науки отрезок времени, можно отметить, что в трудных для страны экономических условиях ученые республики добились впечатляющих результатов по целому ряду направлений. В числе успешных разработок, можно особенно выделить научные достижения в базовом для республики нефтехимическом кластере, исследования фундаментального характера и прикладные разработки в области математики, механики и машиноведения, исследования казанских астрофизиков и др.

Преобразования в экономике России, которыми ознаменовалось последнее десятилетие ее современной истории, вызвали беспрецедентную потребность в инновационных технологиях практически во всех отраслях ее производственных ресурсов. Правительством страны в качестве приоритетной задачи на ближайшую перспективу была выдвинута задача радикального увеличения доли наукоемких отраслей промышленности в ВНП. О серьезности намерений говорит ряд постановлений и указов, принятых на федеральном и региональных уровнях в целях финансового, юридического и организационного обеспечения процесса усиления высокотехнологических сегментов экономики.
Перед институтом науки в этих условиях ставятся объективные задачи, связанные, как с ее главной функцией – исследовательской, так и новой, обусловленной выдвинутой государством задачей – обеспечения научного сопровождения и содействия переходу экономики и промышленности на инновационный путь развития.
Татарстан – один из регионов, где в числе первых начали реализацию этой сложной задачи, понимая, что формирование конкурентоспособной инновационной инфраструктуры республики невозможно без совершенствования форм и методов взаимодействия ученых и реальных секторов экономики.
Стратегическая линия по эффективному взаимодействию академической, отраслевой и вузовской науки, их выходу на практические проекты, в том числе и для обеспечения конкурентоспособности республики, была обозначена ее Президентом Минтимером Шаймиевым в его выступлении на Общем собрании АН РТ 15 ноября 2006 г.
Для того, чтобы решить поставленные задачи, были предприняты усилия не только по реформированию управления структурой Академии, (изменения, в частности, коснулись и самой структуры АН РТ). Реформы затронули принципы и идеологию взаимодействия Академии с отраслевыми НИИ, венчурными фондами, предпринимательскими фирмами научного профиля, управляющим и финансовым менеджментом, что позволяет надеяться на позитивные результаты в продвижении инновационных и наукоемких проектов в регионе Татарстана и в целом по России.
Важно отметить, что в этих условиях региональные органы управления стремятся к налаживанию финансирования инноваций, созданию условий и методов привлечения средств в инновационную сферу, формированию рыночно-ориентированных механизмов инновационной деятельности, созданию сети научно-технологических парков и инкубаторов, научно-промышленных агломераций. Важно понимать, что методы преодоления высокого риска инвестиций в инновации с использованием венчурных фондов в России, в условиях ее современной экономики, работают еще не вполне успешно, поэтому региональным органам управления делегируются полномочия по созданию многоканального финансирования инноваций, в котором бы участвовали предприятия, коммерческие банки, средства регионального бюджета. Совместными усилиям федеральных и региональных структур в течение последних лет удалось создать импульс усиления развития научно-технического сектора в промышленности, который в условиях рыночной экономики и приоритетных задач в сфере инновационной деятельности, в Татарстане может дать вполне ощутимые результаты.