Правовые основы функционирования языков в условиях дву-и многоязычия

Правовые основы функционирования языков в условиях дву-и многоязычия 13.12.2021
      Ставшая уже традиционной Международная научно-практическая конференция «Правовые основы функционирования государственных языков в условиях дву- и многоязычия», открывшаяся сегодня в Академии наук Татарстана, дала старт, как отметил ведущий мероприятия доктор филологических наук, профессор, директор ИЯЛИ Ким Миннуллин, «Неделе науки», в рамках которой намечено также проведение Ежегодной международной молодежной научной школы «Татар гыйлеме».
      Пленарное заседание конференции открыл президент Академии наук РТ, доктор наук, профессор Мякзюм Салахов. «Многие народы озабочены вопросом сохранения своего языка, в том числе татары,- отметил он, - и современный татарский язык, претерпевший в своем становлении множество изменений, сегодня среди других тюркских языков считается одним из самых удобных для речевого и письменного пользования. В этом, безусловно, заслуга ученых-лингвистов, которые более чем 200 лет ведут большую исследовательскую работу в данном направлении».
       Своевременное и взвешенное решение языковых проблем в многонациональном государстве – залог не только мирного и стабильного сосуществования населяющих его народов, но и гарантия сохранения целостности и безопасности самого государства, мира, дружбы и взаимопонимания между всеми его народами. Ведущий конференции Ким Миннуллин, приветствуя участников мероприятия, выразил надежду, что на сегодняшнем представительном собрании прозвучат новые идеи, концептуальные решения по научным проблемам национальной политики, которые в свою очередь будут поддержаны Академией наук РТ.
      Отметив ведущую роль системы образования в сохранении и развитии языков, он предоставил слово министру образования и науки РТ Ильсуру Хадиуллину.      Сегодня в школах республики организовано обучение и воспитание на пяти языках (русский, татарский, чувашский, удмуртский, марийский), восемь языков (в том числе мордовский, башкирский, иврит, кроме названных выше) являются предметом изучения. В 100 отделениях национальных воскресных школ изучаются языки 25 национальностей. Как результат совместной деятельности с Министерством просвещения РФ, Академией наук РТ сегодня в федеральный реестр внесены программы по родному татарскому языку и татарской литературе, завершается разработка учебно-методических комплектов нового поколения, разработан контент по родному татарскому языку и литературе на платформе «Сберкласс»; реализуется проект «Ана теле». В завершение министр отметил, что мы должны найти ресурсы для поддержки многоязычия, для создания новых мотивов к изучению родных языков. Он также выразил надежду, что конференция станет площадкой для профессиональной дискуссии, еще одним шагом в выработке стратегических решений в сфере национальной политики.
      С докладом «Языковая политика в области сохранения и развития языков в национальных республиках Российской Федерации и в зарубежных странах: государство и институциональные факторы» выступила д.ф.н., вед.научный сотрудник НИЦ по национально-языковым отношениям Института языкознания РАН Эржен Хилханова. Языковой ситуации, проблемам обучения родным языкам, и в частности – ресурсному обеспечению их преподавания, были посвящены далее выступления к.ф.н., зам. директора по науке Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Олега Хисамова, к.ист.н., доцента, проректора по учебной работе, науке и развитию государственного языка Международного университета Кыргызстана Жылдыз Омурзаковой, д.ф.н., профессора, зав.кафедрой татарского языка и литературы Института филологического образования и межкультурных коммуникаций БГПУ им. Акмуллы Ильшата Насипова, кандидата политических наук, директора Высшей школы бурятского языка и литературы Бурятского госуниверситета Гарма-Ханди Гунжитовой, д.ф.н., зав.кафедрой финно-угорской филологии Мордовского госуниверситета Юрия Антонова, директора Центра регионального развития Чувашского республиканского института образования Инессы Ядранской.
      Возможности применения государственных языков субъектов Российской Федерации в процессуальных отраслях права на примере гражданского судопроизводства отразил в своем выступлении кандидат юридических наук, заслуженный юрист РТ, руководитель аппарата Конституционного суда Татарстана Анас Нуриев; преподаватель-исследователь Университета прокуратуры РФ, прокурор Хангаласского района Республики Саха (Якутия) Иван Ядреев в онлайн-формате рассказал о территориальной организации местного самоуправления как способе сохранения языковой самобытности народов России.
      Русский и родные языки как факторы идентичности – с мнением региональных экспертов по данной теме ознакомила кандидат политических наук, зам.директора Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР Елена Щербина.
      Обсуждение актуальных вопросов сохранения и развития родных языков продолжилось на секционном заседании конференции. О состоянии обучения родным языкам в образовательных организациях Чувашской Республики говорила к.ф.н., зав.кафедрой этнокультурного образования Чувашского республиканского института образования Анна Семенова, о тенденциях развития и новой стратегии государственного языка в Кыргызстане – к.ф.н., профессор, заслуженный исследователь, зав. межфакультетской кафедрой государственного языка КНУ Гульмира Осмоналиева; подготовке специалистов-переводчиков – к.ф.н., профессор Каспиийского университета технологий и инжиниринга Нагбду Камарова. Опытом разработки учебников на родных языках коренных малочисленных народов севера поделилась ст. научный сотрудник Федерального института родных языков народов Российской Федерации (Якутск) Наталья Спиридонова; деятельностью Бурятского госуниверситета по реализации языковой политики – профессор, д.ист.н., директор Центра сохранения и развития бурятского языка БГУ Александр Елаев.
      Большой интерес участников мероприятия вызвало выступление к.ф.н,. гл.редактора научно-методического журнала «Вордскем кыл» («Родное слово») Андрея Клементьева о возглавляемом им издании как о ресурсе для профессионального развития учителей удмуртского языка и литературы.
      Сложно представить сегодня какое-либо направление деятельности, где бы не применялись современные информационные технологии. Примеры использования цифровых технологий в проектной деятельности студентов при повышении мотивационной составляющей к сохранению родного языка и литературы прозвучали в выступлении преподавателя Марийского госуниверситета Натальи Матросовой; электронного образования на уроках татарского языка – учителя начальных классов Татарской гимназии №2 им. Ш.Марджани при КФУ (Казань) Лейли Нагимуллиной.
      Об особенностях билингвального образования в Татарстане, серьезных статистических изменениях в подготовке учителей татарского и русского языков на примере Елабужского института КФУ, путях решения проблемы говорила д.ф.н., профессор университета Дания Салимова.
      В заключение секционного заседания слово было предоставлено организаторам мероприятия - современные образовательные проекты, разработанные учеными Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова, презентовала к.ф.н., зав.отделом национального образования Института языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова АН РТ Гульназ Мухарлямова.

Возврат к списку