Третий номер журнала «ФТ»
08.10.2025
Третий номер журнала «ФТ», увидевший свет на днях, знакомит своих читателей с новыми исследованиями ученых по языкознанию, литературоведению, искусствоведению и народному творчеству. На страницах выпуска представлены также материалы под рубриками «Национальное образование», «Научное наследие», «Персоналии» и две рецензии на новые издания.
Раздел «Языкознание» открывает статья доктора филологических наук, главного научного сотрудника Центра письменного наследия ИЯЛИ Флера Гилемшина, посвященная анализу эмотивной лексики, использованной в произведениях известного писателя Рустама Галиуллина. Как отмечает автор статьи, семантическое разнообразие эмоциональной лексики, богатство синтаксических форм и контекстное использование обуславливают смысловую глубину и выразительность литературных текстов.
Исследование кандидата филологических наук, доцента кафедры иностранных языков и языкознания Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Альфии Мотигуллиной посвящено изучению спортивной терминологии на татарском языке в историческом ракурсе. В данной работе рассматриваются основные подходы к классификации спортивных терминов, включая их структурные, функциональные и этимологические характеристики. Основываясь на исследования ученых, делается попытка систематизации спортивных понятий. Особое место уделяется изучению заимствованной лексики в спортивной сфере.
В статье кандидата филологических наук, доцента кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета Гульзары Зиннатуллиной рассматривается разговорная лексика и стилистические функции данной лексики в произведениях татарского писателя, публициста и общественного деятеля конца XIX – начала XX века Гаяза Исхаки, анализируется стилистическое использование разговорной лексики как средства раскрытия характеров персонажей, индивидуальной речи героев произведений. Материалы статьи можно использовать при обучении родному (татарскому) языку, также на занятиях литературы.
Завершает раздел «Языкознание» статья кандидата филологических наук, доцента, старшего научного сотрудника отдела общей лингвистики Энзе Кадировой, объектом исследования которой стала группа глаголов движения, а именно лексические единицы, выражающие каузацию перемещения объектов, которые встречаются в письменных памятниках эпохи Казанского ханства: в произведениях Мухаммедьяра, Кулшарифа, Умми Камала, в памятниках «Сираджел-кулуб» Аднаш Хафиза и «Зафернамэ-и Вилайет-и Казан». Автор останавливается на анализе глаголов сөрү ‘гнать’, куу ‘гнать’, сөйрәү ‘волочить’. Особое внимание уделяется сравнительно-историческому анализу семантики данных лексем.
В статье доктора филологических наук, профессора Зуфара Рамеева из раздела «Литературоведение» освещены жизненный путь и творчество поэта, переводчика, драматурга и общественного деятеля Сагита Сунчелея (1889–1937). Автор статьи на основе архивных материалов и воспоминаний известных личностей знакомит читателя с основными этапами жизненного пути С. Сунчелея, делает попытку обобщающей оценки творчества поэта, знакомит с имеющимися научными исследованиями. Им устанавливается, что в творчестве поэта гармонично коррелировали восточные и западные литературные традиции, также подчеркивается, что С. Сунчелей получил признание и как мастер переводов: через его тексты татарский читатель знакомился с творчеством выдающихся классиков русской и мировой литературы: Пушкина, Байрона, Гейне и др.
В статье доктора филологических наук, профессор, главного научного сотрудника Научного центра социально-экономического мониторинга г. Саранска Александра Шаронова представлен опыт переводов стихотворений классика татарской поэзии Г. Тукая на эрзянский язык. Являясь автором переводов, ученый определяет принципы, которыми он руководствовался при переводе: использование оригинальных текстов для передачи ритма стихотворений и особенностей их поэтики; обращение к существующим переводам на русский язык для представления о существующей переводческой традиции. Сформулированы принципы, позволившие переводчику передать ритмику тукаевских стихотворений, несмотря на различия татарского и эрзянского языков. Сравнив некоторые переводные тексты с оригиналами, автор статьи определяет ключевые особенности творчества татарского поэта, выделяет наиболее частотные образы и мотивы: любовь к своему народу, мифологизация образа Казани, призыв к просвещению и др. В исследовании делается вывод об актуальности и своевременности перевода произведений Тукая, представляющим собой интересный, незнакомый для эрзянских читателей синтез европейских и восточных литературных традиций.
С специальном разделе журнала «Фәнни Татарстан», посвящённом 140-летию со дня рождения татарского прозаика и драматурга, публициста и журналиста Фатиха Амирхана, представлено продолжение статьи доктора филологических наук, профессора, главного научного сотрудника отдела литературоведения ИЯЛИ Дании Загидуллиной (начало статьи можно прочитать в предыдущих номерах журнала). Автор приводит малоизвестные факты из жизни, журналистской деятельности Ф. Амирхана, даёт обобщающую оценку творческой эволюции писателя.
Следующая публикация из этого раздела – текстологический материал, подготовленный кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником отдела текстологии ИЯЛИ Гульнарой Зайнеевой, знакомит читателя со статьей-рецензией Ф. Амирхана на книгу публициста, писателя, общественного деятеля Мусы Бигиева (1873/1875–1949) «Кавагыйде фикъһия» («Свод правил об исламском праве»). Данный сборник был подготовлен М. Бигиевым по просьбе ученого-просветителя, религиозного и общественного деятеля Ризы Фахретдинова (1859–1936) и является результатом создания проекта шариатского журнала для российских мусульман. Сразу же после выхода в свет книги «Кавагыйде фикъһия» Ф. Амирханом напечатана статья на страницах газеты «Йолдыз» («Звезда», 1910, № 595, 598) за подписью «Фатих Амирхан», в которой татарский классик подробно останавливается на истории исламского права, предпосылок написания, необходимости среди общественности и дает положительную оценку книге. Представленная статья-рецензия печатается на кириллице впервые в текстологической обработке с дополнениями и подстрочным словарем.
В разделе «Народное творчество» представлено исследование кандидата филологических наук, доцента кафедры татарской литературы Института филологии и межкультурной коммуникации, старшего научныого сотрудника НОЦ стратегических исследований в области родных языков и культур Казанского федерального университета Милеуши Хабутдиновой, в котором систематизированы сведения о вкладе ученого-энциклопедиста Наки Исанбета в разработку вопросов татарской текстологии. В ходе исследования выявлены несколько направлений его деятельности: фольклорная текстология, археографические исследования, тукаеведение, комментирование наследия авторов прошлого, установление авторства текста, датировки и др. Доказано, что ученый формировался как фольклорист в русле «школы братьев Соколовых и Азадовского». Наки Исанбет является ярким представителем культурно-исторической школы татарского литературоведения. Подробное изучение текстологической лаборатории ученого будет способствовать повышению статуса академических изданий на татарском языке.
В этом году отмечается 80-летие Великой Победы. В связи с этой исторической датой в ИЯЛИ были проведены различные мероприятия, напечатаны статьи на страницах периодической печати республики. В журнале «Фәнни Татарстан» в течение года в специальном разделе будут опубликованы материалы по этой теме. В продолжении статьи (начало статьи можно прочитать в предыдущем номере журнала) доктора исторических наук, заслуженного деятеля наук РТ Гамирзяна Давлетшина даётся обзор жизни и научной деятельности ученых-фронтовиков, трудившихся после Великой Отечественной войны в ИЯЛИ: И. Надирова, Ш. Абилова, Р. Гайнанова, Ф. Фасеева и др. Опираясь на источники разного характера и личные воспоминания, автор описывает боевой путь и военные подвиги своих коллег, воспроизводит их жизненный путь как выдающихся личностей и авторитетных научных деятелей, создает своеобразный коллективный портрет поколения ученых-фронтовиков. Очерчиваются основные направления их деятельности, устанавливается вклад каждого из них в татарскую гуманитарную науку, перечисляются знаковые труды, актуальные для исследователей по сей день.
В специальном разделе также представлен краткий обзор литературной жизни Казани в годы Великой Отечественной войны, подготовленный кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником отдела литературоведения ИЯЛИ Лейсан Галиевой. Основной целью статьи является обобщение имеющихся фактов по истории татарской литературы военного периода на основе опубликованных источников и представление их в хронологическом порядке. Отличительной особенностью статьи является сопоставление конкретных литературных фактов с воспоминаниями и письмами писателей, творческих деятелей, что придает исследованию некую новизну. Восстановление хронологии литературной жизни города подобным образом позволяет более полно и ярко представить деятельность писателей-тыловиков, те условия, в которых им приходилось заниматься творческой, издательской, редакторской деятельностью, запечатлеть достижения и потери татарской литературы и литературоведения в годы войны.
Раздел «Национальное образование» открывает статья кандидата филологических наук, преподавателя татарского языка и литературы Арского педагогического колледжа им. Г. Тукая Альфии Тухфатуллиной. В исследовании рассматривается история развития дошкольных образовательных программ. Автор приходит к выводу, что современные региональные дошкольные образовательные программы представляют собой итог длительной эволюции, включившей в себя лучшие достижения прошлого и актуальные инновации настоящего.
Статья кандидата педагогических наук, доцента кафедры общего языкознания и тюркологии Казанского федерального университета Кадрии Фатхулловой знакомит читателя с результатами исследования по организации внеурочной работы по татарскому языку в современных условиях в общеобразовательных организациях. Цель исследования – научно обосновать и практически подтвердить важность организации учителями татарского языка внеурочной деятельности по учебному предмету. Автор отмечает, что изучение татарского языка направлено на развитие у обучающихся речевой, языковой и этнокультурной компетенций, поэтому каждому учителю необходимо в своей педагогической деятельности придавать отдельное внимание организации внеклассных мероприятий с целью повышения результативности образовательного процесса.
В статье кандидата исторических наук, доцента, ведущего специалиста научно-экспериментальной лаборатории художественной керамики Инжинирингового центра Казанского государственного института культуры Андрея Махинина (раздел «Искусство») исследуются современные методические подходы в подготовке специалистов в области декоративно-прикладного искусства. Основное внимание уделяется использованию художественных особенностей поэтического текста в процессе создания произведения декоративно-прикладного искусства. Автор статьи приходит к выводу, что более точному воплощению авторского замысла при создании произведения декоративно-прикладного искусства способствует обучение анализу специфики построения стихотворного текста.
Далее в разделе «Искусство» вниманию читателя представлена статья кандидата культурологии, профессора кафедры актёрского мастерства и режиссуры Кыргызского государственного университета культуры и искусств им. Б. Бейшеналиевой, президента Союза театральных деятелей Кыргызстана, народного писателя Кыргызской Республики Жаныша Кулмамбетова на тему «Молодая театральная режиссура Казахстана и Кыргызстана в поисках нового смысла», где исследователь пытается понять, что привлекает молодых режиссеров в пьесах Мухтара Ауэзова, Мустая Карима, Токтоболота Абдумомунова и Жалиля Садыкова – идейно выдержанных советских драматургов.
В статье профессора Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) Татьяны Бердниковой и кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Центра искусствоведения ИЯЛИ Людмилы Шкляевой рассматривается положительный опыт проведения пленэра, как для его участников-художников, так и для населения тех мест, где он проводится. Описываемый в публикации пленэр был организован в 2023 г. Союзом художников Татарстана в Апастовском районе республики для российских живописцев и графиков. Основной задачей данного пленэра стало раскрытие своеобразной привлекательности апастовской земли живописными средствами. Художники стремились запечатлеть природное богатство края, виды традиционных жилых строений и мечетей, портреты местных жителей в самобытной среде и фольклорные сюжеты локального характера. Благодаря им у жителей произошло обновление восприятия привычного окружения в позитивном направлении, что способствовало повышению чувства гордости за свою малую Родину.
Раздел «Научное наследие» представлен трудом литературоведа, критика, педагога Габдрахмана Сагди (1889–1956) «Литература и методы ее преподавания в советских школах второй ступени», где представлены тезисы докладов по наиболее продуктивным методам обучения татарской литературе в школах, педтехникумах и рабфаках. Преподавание родного языка и литературы, правильная организация учебно-методического процесса, по определению Г. Сагди, являются ключевыми факторами, влияющими на становление интеллектуально-духовного потенциала учащихся, формирование личностных качеств и традиционных ценностей. Текст к публикации подготовила кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра письменного наследия ИЯЛИ Лейля Гарипова.
В разделе «Персоналии» читатель может ознакомиться с научным и общественным наследием академика, первого Президента Академии наук Республики Татарстан Мансура Хасанова (1930–2010). Доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан Талгат Набиуллин освещает основные этапы его биографии, раскрывает вклад в развитие татарской филологии и исследование творчества Галимджана Ибрагимова, а также в организацию академической науки в Татарстане. Особое внимание уделяется роли М. Хасанова как наставника целого поколения исследователей, его педагогическим и общественным инициативам, а также формированию национальной научной школы.
Продолжает раздел статья доктора филологических наук, профессора Тюменского государственного университета Ханисы Алишиной, посвященная жизни и научной работе Фуата Ашрафовича Ганиева, выдающегося тюрколога, чьи заслуги отмечены многочисленными званиями и должностями: в свое время он был членом Российского комитета тюркологов, академиком Академии гуманитарных наук, членом-корреспондентом Академии наук Республики Татарстан, Заслуженным деятелем науки Российской Федерации и Республики Татарстан, доктором филологических наук и профессором. В статье подробно рассматривается его вклад в такие области, как татарская морфология и лексикография.
Вниманию читателей также предлагается рецензия на монографию Сагдеевой Фаузии Кабировны «Проблемные поля когнитивной лингвистики (на материале татарского языка)» (Казань: редакционно-издательский центр «Школа», 2024. 206 с.), подготовленная доктором филологических наук, заслуженным деятелем науки Республики Татарстан Илидой Башировой. В ней приведен краткий анализ материалов книги, что позволяет определить научную новизну издания. Также представлена рецензия кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника отдела текстологии ИЯЛИ Анисаны Алеевой на второй и третий тома академического издания сочинений классика татарской литературы Фатиха Амирхана (1886-1926) в 6-ти томах, подготовленного научными сотрудниками отдела текстологии Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова АН РТ.
В завершение выпуска публикуются подборка новостей из научно-общественной жизни института, республики и иллюстрации к материалам выпуска.
