Шкляева_защита

20.11.2017 15 ноября 2017 года на Диссертационном совете при ФГБОУ ВО «МГУ имени Н. П. Огарёва» Огарева» (г. Саранск) состоялась защита кандидатской диссертации старшего научного сотрудника ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ Л.М. Шкляевой «Народное искусство домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья середины XX – начала XXI в.: семантика и стилевые особенности» (по специальности 24.001. – теория и история культуры, на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, научный рук. Р.Р. Султанова). 
Традиционное искусство домовой резьбы у татар Среднего Поволжья с развитой орнаментальной системой, несущей семантическое значение и выполняющей функцию сохранения в образах и символах исторической памяти этноса, рассматривается автором как фактор самоидентификации татарского народа, как сокровищница культуры, визуальный текст, имеющий свою образную структуру, отражающую картину мира. 
Проблема сохранения народного искусства как части культурной самобытности приобрела особую актуальность в связи с ростом глобализации. В настоящее время происходит утрата строений, олицетворяющих традиционное жизнеустройство татар. Часть домов стареет, разрушается и сносится, использование современных технологий приводит к изменению визуального облика многих жилищ. Проведение реконструкции и реставрации, а также возведении новых строений в национальном стиле требует опоры на научные разработки.  
Впервые в диссертации Л.М. Шкляевой объектом отдельного искусствоведческого исследования стала домовая резьба строений всех этнографических групп татар Среднего Поволжья в сравнительно-сопоставительном аспекте (казанских татар, кряшен и мишарей). Выявление исторически сложившихся проявлений национальных канонов в современном искусстве домовой резьбы по дереву, а также стилеобразующих элементов и факторов образно-художественного решения и семантики орнамента резного фасадного декора строений – одна из приоритетных задач, решенных в исследовании. Автором определены закономерности развития народного искусства домовой резьбы на современном этапе, доказана преемственность традиций, показаны проявления культурных воздействий различных этнических традиций (древнетюркских, финно-угорских, среднеазиатских и т.д.) на формирование и эволюцию народного искусства домовой резьбы у татар Среднего Поволжья.  
Автором вводятся в научный оборот образцы искусства самобытной резьбы по дереву, продолжающего развиваться в формах орнаментального фасадного декора жилищ, построенных в период от середины XX до начала XXI века. 
Основу исследования современного этапа составили материалы экспедиций, организованных Институтом языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан с 2008 по 2017 годы по местам компактного проживания татар в районы Татарстана: Актанышский (2008 г.); Кукморский (2010 г.); Апастовский (2011, 2017), Аксубаевский (2011 г.); Пестречинский, Менделеевский (2012), Мамадышский (2013 г.); Арский (2016 г.); Муслюмовский и Мензелинский (2017), а также за пределы Республики: в Нижегородскую область (2011 г.); в Параньгинский район Республики Марий Эл (2012 г.); в Балезинский и Юкаменский районы Удмуртии (2012 г.); в Похвистневский, Клявлинский и Камышлинский районы Самарской области (2014 г.). 
Серьезное внимание уделено не только артефактам, но и творцам художественного процесса. Такой подход позволил включить изучаемые объекты в систему российских культурных взаимосвязей и интерпретировать их с современных научных позиций.

Возврат к списку