Алишина Х.Ч.-2

Алишина Х.Ч.-2 21.10.2021

АЛИШИНУ Ханису Чавдатовну, профессора-консультанта кафедры русского языка и общего языкознания, директора центра тюркологии ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», доктора филологических наук, профессора, заслуженного учителя школы Республики Татарстан, почетного академика Академии наук РТ, почетного работника науки и образования Тюменской области, почетного работника высшего профессионального образования РФ, отметили Сертификатом за постоянное участие в Международном симпозиуме «История и культура тюркских народов» (Турция).

В течение многих лет ученая работает над научной проблемой «Изучение и сохранение языка, истории, культуры татар Сибири». Она имеет около 30 опубликованных отдельными книгами работ, в том числе 5 научных монографий («Тоболо-иртышский диалект сибирских татар», 1994; Язык сибирских (тоболо-иртышских) татар, 2019; Исторический ономастикон сибирских татар, 2016; Историко-лингвистическое исследование антропонимии татар междуречья Нижней Оби и Иртыша (ХХ век), 2014; Тюркская топонимия юга Тюменской области, 2012; Названия селений сибирских татар: на материале Тюменской области, 2004).Алишина-в-новость-сертификат-симпозиум.jpg

Профессор Ханиса Алишина опубликовала 20 книг серии «Күренекле шәәхесләр» («Жизнь замечательных людей») о выдающихся личностях Тюменской области, представляющей татарской общественности своих национальных героев, добившихся наилучших показателей и успехов в самых различных областях человеческой деятельности.

Большую популярность и признание получили переводы Алишиной Х.Ч. с татарского на русский язык художественных произведений писателей Якуба Занкиева и Булата Сулейманова.

Результаты исследований опубликованы в более чем 800 печатных работах.

Научную работу профессор Алишина Ханиса совмещает с общественной деятельностью: директор центра тюркологии Тюменского государственного университета; член Российского комитета тюркологов при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук, почетный член Академии наук Республики Татарстан, член редакционного совета международного научного журнала «Tatarica»; региональный сотрудник научного журнала «Российская тюркология»; член редакционного совета научного журнала «Фәнни Татарстан».

благодарность-за-участие-июнь.jpgЗа добросовестную научную работу имеет поощрения: “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации” (Приказ Минобрнауки России от 21 июня 2005 г.); Лауреат общенациональной премии «Профессор года-2019» ООО «Российское профессорское собрание» по Уральскому федеральному округу от 07 июня 2019 г; «Почетный работник науки и образования Тюменской области» Постановление Губернатора АВ Моора № 106 от 24 июля 2019 г.

Сертификат присвоен за доклад «Религиозная жизнь татар Сибири»

(КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ)

«В Тоболо-Прииртышье ислам начал распространяться в конце ХIY в. среднеазиатским шейхами, последователями Бахаутдина Накшбанди. Правящие круги Бухарского и Хивинского ханств стремились усилить свое влияние в Западной Сибири. Сибирские татары основали собственное государство. Необходимость объединить мелкие феодальные владения и стереть религиозные различия подталкивали к внедрению единой веры как цементирующей основы. В распространении ислама большую роль сыграли духовные миссии из государств Средней Азии (1394-1572) [3, том 2, с. 34].

С ханом Кучумом связывают укрепление среди сибирских татар ислама, который ранее был религией племенной верхушки. Под властью Кучума (между 1510 и 1520, Алтыкульский улус Ногайской орды - не ранее 1598) объединились князья и мурзы из Казани, Астрахани, Бухары, Ургенча, Туркестана, Саурана и других мест [3, том 2, с. 180].

Сибирское ханство имело торговые связи с бухарскими, хивинскими, хорезмскими, крымскими купцами. Жизнь Сибирского ханства была наполнена междоусобными войнами и столкновениями. Основу государства составляли тюркские племена аргын, салайыр, керей, кыпчак, найман, табын, башкорт, а также остяки (ханты) и вогулы (манси).

Из имеющихся источников большую ценность представляют две рукописи на старотатарском языке, хранившиеся в библиотеке Тобольского губернского музея. Перевод этих рукописей на русском языке был опубликован профессором Н.Ф. Катановым в “Ежегоднике Тобольского губернского музея” под названием “О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири” в 1904 г. [10]

Одна из рукописей объемом 4 страницы написана Саид Ваккасом, сыном Реджаба Аллакулова, другая – Кашшафом Абу Сеидовым на 3 страницах. Согласно рукописям, в 797 г. по хиджре (27 октября 1394 – 15 октября 1395 по христианскому летосчислению) 336 шейхов, по приказу основателя ордена Накшбенди Хаджи Багаутдина, с присоединившимся к ним ханом Синей Орды Шейбаном с 1700 всадниками-героями спустились по Иртышу на места, где жили прибывшие из страны Чин и Мачин (Китай) народы хотан, ногай и кара кипчак. Они не имели своей истинной веры, поклонялись куклам-идолам. Все они были татары, говорится в рукописи. На Иртыш прибыл к тому времени еще один народ под руководством Тарган хана, вместе с которым жили остяки-язычники. Ходжа Багаутдин приказал шейхам “пригласить эти народы к исламу, а если не примут вашего предложения, то учинить с ними великую войну за веру”.

Все эти народы отказались принять ислам. Была великая война, шейхи и их всадники сражались как истинные храбрецы. Язычников и татар истребили великое множество. Не оставили ни одну реку, ни одного озера, ни одного болота, ни одного оврага, на берегах которых жили татары и язычники. Но и сами понесли тяжелые потери. Оставшиеся в живых остяки, не приняв ислам, убежали в леса, пришедшие с Тарган ханом ушли обратно в Китай. Хотаны, ногаи, кара-кипчаки приняли ислам. Воины Шейбан-хана в количестве 1448 человек пали, оставшиеся в живых, трое остались в Сибири для обучения вере, 63 вернулись в Бухару.

После этих событий в Западной Сибири утвердился ислам. Открылись пути, вдоль Иртыша стали проходить караваны и наезжать ученые люди, служители культа и просветители. У сибирских татар появилась арабская письменность, открывались мечети и школы. В Западную Сибирь пришла исламская культура».


Язык:  Русский

Возврат к списку