1100-летие принятие ислама в Волжской Булгарии: важное событие для многонационального народа Татарстана

14.02.2022

Ислам является второй по распространённости религией в России. Важно отметить, что ислам не является религией какого-то определённого одного народа, он вненациональный. Среди его последователей мы можем встретить представителей всех этнических групп, которые проживают в нашей стране. Кроме этого, большинство наших гостей из ближнего зарубежья, которые в качестве трудовых мигрантов живут и работают в России являются мусульманами. Они помогают развивать нашу экономику, что мы часто недооцениваем. Вполне вероятно, что на выбор ими местом своей трудовой деятельности (России, а не Китая, например) не последнюю роль играет наличие регионов с преимущественно мусульманским населением и традиция уважительного отношения к исламу, как к одной из традиционных религий в нашей стране.

Ислам на Татарстанской земле давно. В отношении Волжской Булгарии, мы можем с уверенностью сказать, что ислам стал проникать туда задолго до 922 года, существовали большие мусульманские общины, население Волжской Булгарии охотно переходило в ислам. scale_1200.jpg

Если обратиться к небольшой исторической справке, то можно увидеть, что Волжская Булгария на начало 10 века находилась в вассальной зависимости от Хазарского каганата. Однако, в это время онапостепенно усиливала своё влияние всреднем Поволжье. В этот период наблюдался активный рост городов и международной торговличерез Волгу с государствами Каспийского региона. В это время же Волжская Булгария активно начинает контактировать с Аббасидским (Багдадским) халифатом, который в то время был крупным актором международной политики. В результате этих контактов в 922 году ислам становится государственной религией в Волжской Булгарии.

Это событие имело не только чисто религиозное значение для государства. Приезд посольства из Аббасидского (Багдадского) халифата, и принятие ислама открывало новую страницу в истории Волжской Булгарии. Говоря современным языком международного права, это означало дипломатическое признание со стороны более сильного и влиятельного государства, что давало возможность устранить вассальную зависимость от Хазарского каганата (хотя, конечно, не сразу). Совершенно точно можно сказать, что это имело судьбоносное значение для социально-политического развития Волжской Булгарии. Это повлекло за собой расширение политических, экономических и культурных связей свнешним миром, прежде всего с мусульманским миром Востока. Волжская Булгария, которая находилась на периферии политической карты мира получила влиятельных союзников, которые могли помочь ей в преодолении определённого отставания от других центров мировой цивилизации.

Да, конечно, не стоит преувеличивать помощь условного Аббасидского (Багдадского) халифата, он был далеко и в военном плане не мог помочь в борьбе с внешними врагами, но в экономическом и культурном плане Волжская Булгария несомненно извлекла большую пользу от более тесных контактов со своими теперь новыми единоверцами.

Отсюда особое внимание стоит уделить развитию культуры.Письменность, поэзия, архитектура, право, правила этикета и многое другое получило Поволжье вместе с политическим признанием. Дальнейшее развитие ислама в Поволжье создало благоприятный культурно-политический климат, который в процессе насыщения сыграл значительную и важную роль в формировании субъектности казанских татар. Как известно, татары – это книжная нация. Поэтому становление политической татарской нации было бы невозможным без определённой исламской компоненты. Этому, например, способствовал расцвет исламской татарской богословской мысли в конце 19 – в начале 20 века.

Ислам является неотъемлемой частью российской государственности и культуры. Наряду с другими традиционными религиями ислам вносит неоценимый вклад в поддержание межнационального мира и устойчивого развития нации и государства. В рамках празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан и Совет молодых учёных Академии наук Республики Татарстан планирует проведение цикла публичных лекций, которые будут посвящены истории ислама и развитию мусульманской Уммы у татар. Лекции будут носить просветительский характер и будут интересны исламоведам, историкам, политологам, социологам, религиоведам и представителям других отраслей социально-гуманитарного знания, всем, кто интересуется вопросами религии и культуры.

В частности, планируются лекции по темам: “Татары и ислам до революции, в советское время и сегодня”, “Коран и его переводы у татар” и “Религиозно-философские взгляды Габдуллы Буби”.

Татары живут почти в самой крайней точке распространения ислама в мире, если брать время до формирования капиталистических наций. На обширной территории Евразии они сохранились в особенной форме религиозной диаспоры, формируя и репрезентуя исламскую традицию России. В чём отличалась форма и содержание этой традиции в указанные периоды, которые можно условно обозначить как “классический”, “атеистический” (модернистский) и “современный” (информационный)? Какую роль ислам занимал в эти времена по шкале национально-культурных и личных приоритетов? Какие закономерности показывает динамика ислама у татар в позднейшее время. Обо всём этом вы узнаете из предлагаемой публичной лекции на тему “Татары и ислам до революции, в советское время и сегодня”.

Со времени легализации ислама в России (1789 г.) татарские религиозные деятели стали задумываться о переводе Корана. До этого Коран и его толкования (тафсиры) изучались на арабском языке единичными представителями духовенства. На сегодняшний день существует около 10 переводов. Самым распространенным является “Тафсир Нугмани”. Татары в абсолютном числе, на зная арабского, читают Коран на русском и татарском языках. Что несут в себе татарские образцы в период общего тренда возвращения к своим собственным религиозным устоям? Чем они отличаются между собой? Почему дореволюционное наследие игнорируется современными переводчиками? Все эти темы будут освещены в лекции на тему “Коран и его переводы у татар”.

Лекция ”Религиозно-философские взгляды Габдуллы Буби” будет посвящена исследованию жизни и творчества одной из наиболее ярких и деятельных фигур в истории татарской общественно-политической жизнирубежа XIX-XX вв. – Габдуллы Буби (1871-1922). Будет показано становление Габдуллы Буби как богослова и просветителя, определены факторы, оказавшие влияние на формирование его мировоззрения. Лектор обратится к интеллектуальномунаследию богослова, критически осмысливая его в современном преломлении ипогружается в духовную атмосферу той эпохи. Актуальность темы обусловлена повышением интереса к деятельности татарских интеллектуалов начала XX века в связи с ростом национального самосознания татарского народа, с необходимостью возрождения отечественной богословской школы ислама и критическогоосмысления трудов ее представителей.

Цикл публичных лекций пройдёт с февраля по апрель 2022 года. Следите за новостями на сайте Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан и в группе социальной сети “ВКонтакте” Совета молодых учёных Академии наук Республики Татарстан.

В завершении хочется сказать, что праздник 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии не должен являться праздником только для мусульман нашей республики, это знаменательное событие для всего многонационального и многоконфессионального народа Татарстана. Не стоит проводить ненужных для наших народов разграничительных линий. Мир и процветание Татарстана – это интеграция и взаимодействие наших культур с взаимообогащением друг друга. Особенно стоит отметить синхронную поддержку православной и исламской культур в Республике Татарстан. Можно привести множество примеров: реставрация Благовещенского Собора и воссоздание мечети Кул Шариф, активное участие в возрождении Свияжска и Булгар, создание уже известной по всей России Болгарской исламской академии и воссоздание разрушенного собора Казанской иконы Божией Матери. Без сомнения, эта параллельная поддержка культуры и религии в Татарстане позволяет считать нашу республику авангардом межэтнического и межконфессионального диалога в российском и постсоветском пространстве.

Андрей Денисов,

к.полит.н., старший научный сотрудник АН РТ


Язык:  Русский

Возврат к списку