Академия наук РТ на конференции Trans AI 2025 поделилась опытом Татарстана по интеграции беспилотных технологий в транспортную инфраструктуру
Научно-практическая конференция «Искусственный интеллект в дорожной отрасли — TRANS AI 2025» прошла 24 апреля в Сколково. С докладом выступил вице-президент АН РТ Айрат Хасьянов.
«В новой индустриальной политике России особое место уделяется транспортной мобильности, автономному транспорту и искусственному интеллекту. Это ключевые направления для развития современной транспортной инфраструктуры страны и внедрения инновационных беспилотных технологий», — отметил вице-президент АН РТ.
Одной из первых экспериментальных зон для высокоавтоматизированных транспортных средств в России стал Иннополис, напомнил Хасьянов. В 2018 году в городе появились первые беспилотные автомобили компании Яндекс и Университета Иннополис.
Университет Иннополис реализует ряд перспективных проектов в области беспилотных систем:
- модули распознавания и планирования для перевозок по сложным маршрутам с учетом обхода препятствий;
- беспилотные машины для дорожного строительства и специализированная техника;
- технологии дистанционного управления и мониторинга;
- методы компьютерного зрения для «беспилотников».
«Среди инновационных разработок университета — мобильная телеуправляемая робототехническая плавучая платформа, беспилотная авиационная система вертикального взлёта и посадки, а также промышленные беспилотные летательные аппараты», — добавил вице-президент АН РТ.
Айрат Хасьянов также рассказал об опыте Казанского федерального университета в развитии беспилотной сельхозтехники. КФУ совместно с Минским тракторным заводом разрабатывает системы автоматизации тракторов в рамках проекта «Приоритет 2030».
«Уже изготовлены и продемонстрированы опытные образцы трактора малого класса “Беларус-112Н” и тяжёлого “Беларус-3525”. В 2025 году запустят производство наборов для автоматизации серийных тракторов с дистанционным и автономным управлением», — отметил спикер.
Особое внимание вице-президент АН РТ уделил разработкам КАМАЗа. Беспилотные грузовики этой марки уже выполняют коммерческие перевозки в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» на трассе М-11 «Нева». КАМАЗы без водителей перевезли тысячи тонн грузов без единого ДТП.
«Для достижения полной автономности для всех типов дорог КАМАЗ развивает два направления: снижение степени участия водителя в управлении и расширение зон эксплуатации изначально беспилотных машин. Цель — создание транспорта максимального уровня автоматизации для всех дорог общего пользования к 2035 году», — рассказал Хасьянов.
КФУ и КАМАЗ также совместно развивают образовательное направление в сфере беспилотного транспорта. В передовой инженерной школе «Кибер Авто Тех» готовят кадры по пяти уникальным образовательным программам, а в 2025 году запущены ещё три.
Полноценное внедрение беспилотного транспорта требует тесного взаимодействия с сервисами интеллектуальных транспортных систем, отметил Айрат Хасьянов. РОСДОРНИИ и компания «Казань-Телематика» создали в ОЭЗ «Алабуга» на территории Елабужского района зону для соответствующих испытаний.
Вице-президент АН РТ также пригласил экспертов к участию в форуме Kazan Digital Week — 2025, который пройдёт с 17 по 19 сентября. На научных сессиях и круглых столах обсудят, в том числе, актуальные вопросы применения искусственного интеллекта в транспортной отрасли.Язык: Русский


