29.04.2016

Концепцию развития инженерного образования обсудили 28 апреля 2016 года на заседании Попечительского совета КФУ. Напомним, в заседании принял участие Президент РТ Рустам Минниханов.

Как отметил ректор КФУ Ильшат Гафуров, «под инженерией следует понимать область деятельности, направленную на практическое использование научных, экономических и социальных знаний, нацеленную на результат, необходимый для государства, бизнеса и общества». По его словам, выделяют классическую инженерию, которая включает привычные отрасли (машиностроение, производство, энергетику, металлургию и частично современную робототехнику), и инженерию будущего.

И.Гафуров отметил, что инженер будущего должен обладать аналитическими и исследовательскими навыками, а также опытом междисциплинарной работы. Это проявляется в таких сферах, как создание искусственного интеллекта, разработка и внедрение передовых технологий биоинженерии, подчеркнул ректор КФУ. «Мы ориентируемся на так называемую «красную зону» биоинженерии, связанную с созданием и внедрением в медицине искусственных органов, биоимплантов и т.д.», – сказал Ильшат Гафуров.

Он рассказал, что до 2010 года классическая подготовка инженеров в Казанском университете носила фрагментарный характер. Началом системного классического инженерного образования можно считать 2012 год, когда был создан Набережночелнинский институт КФУ, который начал подготовку специалистов по заказу и в соответствии с требованиями промышленных предприятий.

«Соответствующие образовательные программы реализуются во многих институтах КФУ. То место, где мы сегодня находимся, – это своеобразный инженерный «хаб», – сказал И.Гафуров (заседание прошло в Инженерном институте КФУ – прим. Т-и). «Нами поставлена задача опережающей подготовки инженеров», – добавил он.

Ректор вуза обратил внимание на то, что экспертное сообщество в области рынка инженеров сейчас выделяет 3 типа инженеров, востребованных на отечественном рынке. Первый тип – это классические инженеры-технологи, работающие на промышленных предприятиях, осуществляющих инженерную/производственную деятельность. Второй тип – инженеры, владеющие не только современными технологиями конструирования и производства, но и знаниями по организации и оптимизации производственного процесса, компетенциями в области экономики, маркетинга и предпринимательства. Третий тип – инженеры будущего, а также инженеры-исследователи, изобретатели новых технологий.

«Реальность такова, что их образовательный процесс позволяет готовить инженеров только первого и второго типа, – сказал И.Гафуров. – Вместе с этим важно заметить, что предприятия в целом не мотивированы менять ситуацию. Подготовка инженеров 1-го типа их устраивает в силу себестоимости, инженеры третьего типа им почти не нужны».

«С нашей точки зрения область инженерии в широком смысле фактически является средой, где наряду с классическими инженерами работают физики, химики, ИТ-специалисты, экономисты, дизайнеры и другие специалисты смежных областей, – отметил ректор КФУ. – Современное инженерное образование должно быть реализовано в проектной среде, обеспечивающей транс- и междисциплинарное взаимодействие. В такой среде обучаются не только инженеры, но и специалисты смежных областей, получая уникальный опыт в выполнении инженерных проектов. Обучение обязательно происходит в командах».

И.Гафуров рассказал, что совместно с одной из ведущих мировых компаний в области эффективной организации производства обсуждается дизайн проектов по созданию на площадках КФУ образцовых учебных фабрик. «Предлагаемая нашими партнерами модель обучения основана на взаимодействии университета с отраслевыми компаниями, она носит прикладной характер и в последние годы стремительно развивается в мире, в частности в Сингапуре, Германии, Франции и других странах, – отметил И.Гафуров. – Основными областями для нас могут стать нефтедобыча, нефтехимия и машиностроение. Просим Рустама Минниханова и всех наших уважаемых попечителей поддержать этот стратегически важный для республики проект, ибо без компаний внедрение данного проекта не имеет смысла».

По словам И.Гафурова, у Казанского университета имеется уникальный набор площадок подготовки: Инженерный институт КФУ, уникальные лаборатории и научные центры, а также площадки трансфера технологий.

Гафуров также озвучил предложения по сотрудничеству и взаимодействию, среди которых – возможность промышленных заказов университету, в том числе Центру прототипирования Инженерного института.

Президент Татарстана отметил, что нужно осознать, в какой форме развивать инженерное направление, которое очень важно для страны. Он остался доволен концепцией развития инженерного образования, озвученной ректором вуза.

Р.Минниханов остановился и на вопросе качества дорог в целом, а также на необходимости производства качественного битума. По его мнению, эту задачу нужно решать с помощью науки и современных технологий. Президент РТ отметил, что можно дать поручение разработать технологию Казанскому университету и КГАСУ.

В завершении заседания было подписано соглашение о сотрудничестве между КФУ и ООО «KUKA Robotics RUS».

Центр перспективных экономических исследований Академии Наук РТ 50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан Виртуальный музей-библиотека Академии Наук Республики Татарстан Татарстанский ЦНТИ