Махмутов Мирза Исмаилович

Махмутов Мирза Исмаилович

Действительный член Академии наук Республики Татарстан

Махмутов Мирза Исмаилович

(1926 – 2008)

Доктор педагогических наук кандидат филологических наук, профессор, академик Российской академии образования; АПН СССР, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки. Лауреат премии им. Н.К.Крупской (1986).

С 1958 по 1979 министр просвещения Татарской АССР. Один из учредителей Академии наук Республики Татарстан.

Основные труды – в области теории и практики педагогики. М.И.Махмутов разработал теорию проблемности в педагогике; обосновал концепцию проблемного обучения как дидактическую систему развития мышления учащихся; разработал концепцию методов развивающего обучения; определил метод как систему регулятивных принципов и правил педагогического взаимодействия учителя и учащихся по решению дидактических задач, а не как способ действия, предложил новую номенклатуру методов, отражающих разные уровни познавательной самостоятельности учащихся; ввел в педагогику понятие «бинарности» методов как целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения учебного материала (основа сотрудничества).

На основе проблемного обучения ученый предложил новую концепцию урока в общеобразовательной и профессиональной школах, разработал его структуру и схему построения, в которой обосновано интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока; разработал оригинальную концепцию педагогических технологий, нацеленных на формирование способов мыслительной деятельности учащихся.

Организовал исследования по проблемам профессионально-технического образования в созданном с его участием и руководимом НИИ профтехпедагогики АПН СССР; разработал концепцию исследований института на основе реализации принципов политехнизма, профессиональной направленности, проблемности, мотивации, преемственности, межцикловых связей. Разработал принцип интеграции общего и проф. образования в СПТУ.

В 1992 г. создал новый тип высшего научного заведения – Татарско-американский региональный институт (ТАРИ) и до 1995 года был его ректором, руководил разработкой учебных планов и технологий обучения по модели американских общинных колледжей. В 2001 г. создал центр арабской культуры «Аль-ходара».

Он автор «Школьного русско-татарского словаря», «Арабско-татарско-русского словаря заимствований» (в соавторстве), «Толкового словаря русского языка для нерусских учащихся» (в соавторстве) и книги «Пророк Мухаммед» – учебного пособия по исламу для российских школ. Под редакцией М.И.Махмутова издан Коран в переводе на татарский язык (2000 г.).

Принимал активное участие в международной деятельности Министерства просвещения СССР, работе национальной комиссии ЮНЕСКО, был экспертом Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности ЮНЕСКО, членом Советского комитета Всемирного Совета мира, принимал непосредственное участие в подготовке и проведении Всемирных конгрессов татар г. Казани (1990–1994) , возглавлял общество «Ватан».